Масло: чем отличаются разные марки и почему так разнится цена

Как определиться, какое масло залить в свой автомобиль? Lukoil или Shell? Mobil или Castrol? А может, купить менее известное? Почему производителей масел так много? Неужели имеет смысл брать дорогие масла, ведь они в разы дороже аналогичных бюджетных?
Для начала нужно понять, что такое масло и из чего оно состоит. Примерно 80 процентов жидкости составляют базовые масла, а 20 процентов уходят на различные присадки. Все базовые масла делятся на три основные группы.
- В первую группу попадают минеральные масла. Это сырая нефть, прошедшая этап очистки.
- Во вторую группу относятся полусинтетические масла, которые синтезируются в лаборатории.
- К третьей группе относятся собственно синтетические масла, также получаемые в лабораторных условиях.
Фирмы, которые производят базовые масла, как правило, не занимаются их продажей. ExxonMobil является лидером производства базовых масел на рынке первой и второй группы. SK Lubricant производит в основном синтетику, относящуюся к третьей группе, а PetroChina производит минеральные масла и полусинтетику. Shell и Lukoil производят все виды масел.
Компания SK Lubricant изготавливает базовое синтетическое масло, эта же компания продает свое синтетическое масло в магазине под брендом ZIC. Если любая другая компания будет закупать синтетическое масло у компании SK Lubricant и продавать под своим названием, то получается что покупатель все равно приобретает масло ZIC только под другим брендом.
К присадкам относятся различные улучшители качества масла и его характеристик. За счет присадок можно повысить надежность работы двигателя и предотвратить поломки. Присадок довольно много: это и различные депрессанты, и оксиданты, противозадирные присадки, различные модификаторы вязкостей и прочие. Компаний-производителей масел много, а фирмы по производству присадок можно по пальцам пересчитать: Aftor, Infenium, Lubrizol и Chevron. И все производители масел используют их товар, так как сами они не выпускают своих присадок.
Теперь разберемся с теми факторами, которые влияют на формирование цены на масло. К ним относят:
- технологию производства;
- элементы, из которых состоит продукт и упаковка;
- налоги и заложенные амортизационные платежи;
- расходы на рекламу продукта и его доставку в магазины;
- сертификацию продукта.
Также цена продукта во многом зависит от бренда. Допустим, несколько производителей – Lukoil, Mobil и ZIC – делают масло. Lukoil и ZIC используют свои базовые масла, и лишь Mobil закупила у компании SK Lubricant базовое масло. Присадки они все закупили у одной компании, к примеру, Chevron. А в итоге получается, что масло от Lukoil стоит дороже остальных. Почему?
Компания Lukoil очень много денег тратит на рекламу и раскрутку бренда. Получается, что из-за брендового имени это масло стоит дорого. ZIC меньше тратит на рекламу, и к тому же базовое масло оно не закупает. Получается, оно и будет стоить дешевле, чем от Mobil и Lukoil. Но на практике все брендовые фирмы держат цены достаточно высоко. Таким образом, можно понять, что вне зависимости от расходов на производство ключевым фактором все равно будет являться бренд, и переплачивать вы будете за его раскрученность.
Есть такое понятие, как оригинальное масло, идущее исключительно для того или иного автомобиля, и секрет оригинального масла производители вам никогда не скажут. А ведь такое масло производится как и все прочие: закупают базовые масла, закупаются присадки. Единственный способ узнать изготовителя – это сертификат соответствия, поставляемый с маслом. Только из этого документа можно понять, какие производители участвовали в изготовлении тех или иных компонентов.